читать дальшеДаже глинистая земля кладбища за два месяца высохла настолько, что, как могильщик ни старался, аккуратного холмика у него не получилось. Оставив бесплодные попытки, он воткнул в него и связал друг с другом три венка в виде шалашика, обложил цветами оставшуюся на виду недооформленную кучку и то ли досадливо махнул рукой, то ли сделал приглашающий жест - принимайте работу. Повисла неловкая пауза. Уже не первая.
Я бывала на разных похоронах. На прежних - доперестроечных (без молебнов) всегда находился какой-нибудь организатор, который "знал как надо". Кому когда подходить, кому когда говорить. Когда вступать оркестру....
Потом пришла мода на похороны с отпеванием. Меня безумно раздражали все эти: "крестик на бумажке" на лоб, "крестик из песочка" на грудь, неумелые попытки креститься пришедших проводить усопшего, и обязательный спор каких-нибудь отдаленно связанных то ли родством, то ли знакомством с покойным старушек, каждая из которых знала "как надо", но эти знания у них были разные. Ну и еще равнодушно помахивающий кадилом поп, заученно нараспев твердящий нечто малоразборчивое.
Детям сказала - пригласите на мои похороны попа - из гроба встану и прокляну.
Сегодня я была на похоронах, на которых пожалела не только о прежних порядках, но даже и о новомодных. Народу собралось не так, чтоб уж и много: дети, внуки, двоюродные родственники и несколько приятелей семьи дочери (я в том числе). Усопшей было 86 лет (какое все-таки крепкое поколение было). И крещена она была католиком, ибо - полька. Потому православного священика не было, а с католическим костелом (как оказалось, появился у нас в Калуге и такой), у нее породниться не получилось. Потому все похороны, начиная с привоза гроба к дому, выставления его на табуретки во дворе, погрузки обратно в автобус, выставления на табуретки у могилы, заканчивая заколачиванием гвоздей в крышку, сопровождались неловкими паузами, когда пришедшие просто не знали, что следует делать. Речей не было. Музыки не было. Слез не было. Было неловкое молчание. Так молча и похоронили.
Само кладбище тоже произвело удручающее впечатление. На старых кладбищах, помимо памятников, которые сами по себе - почти произведения искусства, обычно еще и растительность присутствует. Есть на чем взгляд остановить и, если не отдохнуть душой, то хоть как-то примириться с неизбежным. Здесь же плоское пространство без единого деревца с каким-то проглядывающим сквозь смог заводом на заднем плане.
Кошка Инга Натела говорит, было распоряжение городских властей - на новых кладбищах деревья не сажать, оградки более 0,5 м высотой не ставить, чтоб ничто не заслоняло могильные плиты.
Кошка Инга Это не идиотизм, а экономия места. Тут живым места не хватает, куда уж о мертвых заботиться. Вот только интересно, где их похоронят? Точно ведь не там.
Слышала, что деревья сажать на нем запрещено, чтоб через 70 лет, когда кладбище "состариться" было проще его рекультивировать, ну или новых где похоронить, а то ведь деревья корчевать это муторно
В Калуге кладбища заполняются очень быстро. На моей памяти появилось три новых. Раньше было одно - Пятницкое, в центре города. То есть, оказалось в центре, потому что город стал разрастаться. Кладбище закрыто для новых захоронений. Но на семейных участках еще можно добиться разрешения. В 70-х годах открыли захоронения на Малинниках. Сейчас это кладбище считается уже закрытым, добиться разрешения на захоронение там могут только очень привилегированные семьи. Или богатые. Еще есть на Северном (открыто в 80-е годы) и вот это - в Литвинове (начало 90-х). Заполняются они очень быстро. А благоустраиваются медленно. Еще есть еврейское кладбище, даже два. И мусульманское. Есть кладбище в Аненках. Это тоже в черте города. Кажется, в Шопине есть, местное. Всех не знаю, наверное. Рекультивация кладбищ запрещена законом. Об этом не может быть и речи. Встает вопрос об отведение новых земель под кладбища. А Калуга уже и так вся в кольце захоронений. Нужен крематорий. Несколько раз обсуждалась проблема городской думой, а воз и ныне там.
*Reader* Похоронная обрядность, как и всякая другая, призвана не только придать важность, значимость событию, соответствующую силе переживаний. Свадьба, рождение ребенка, похороны - не могут быть безобрядными. Даже если запретить эти обряды силовым порядком, они будут справляться тайно, как это было и раньше. Потому что человеку это нужно - разделить радость и горе с близкими в каких-то совместных действиях. Ты можешь запретить пригласить священника на твои похороны, но значит будет что-то другое. А еще очень важно, что обрядность, прежде всего похоронная, помогает направить скорбь утраты в определенное русло, дать человеку разрядку, отвлечение: нужно сделать так-то, нужно то-то, правильно сделать это. В делах скорбь уходит на второй план, чувство потери становится слабее, ощущается поддержка и единение близких. Вот так-то. Давно я лекций, видно, по обрядности не читала.
Ты можешь запретить пригласить священника на твои похороны, но значит будет что-то другое. Это будет другой обряд, только и всего. Священник и поп - несколько разные все же понятия, к тому же.
ощущается поддержка и единение близких Как никогда, буквально.
Слышала, что деревья сажать на нем запрещено
Но вот так молча "закопать"...удручающе.
Натела говорит, было распоряжение городских властей - на новых кладбищах деревья не сажать, оградки более 0,5 м высотой не ставить, чтоб ничто не заслоняло могильные плиты.
Угу!
Именно удручающе.
А жаль...
Чтоб выполнить твое пожелание, нужно, как минимум, завести крематорий. Пока в Калуге, насколько мне известно, его нет.
Рекультивация кладбищ запрещена законом. Об этом не может быть и речи. Встает вопрос об отведение новых земель под кладбища. А Калуга уже и так вся в кольце захоронений. Нужен крематорий. Несколько раз обсуждалась проблема городской думой, а воз и ныне там.
Похоронная обрядность, как и всякая другая, призвана не только придать важность, значимость событию, соответствующую силе переживаний. Свадьба, рождение ребенка, похороны - не могут быть безобрядными. Даже если запретить эти обряды силовым порядком, они будут справляться тайно, как это было и раньше. Потому что человеку это нужно - разделить радость и горе с близкими в каких-то совместных действиях. Ты можешь запретить пригласить священника на твои похороны, но значит будет что-то другое.
А еще очень важно, что обрядность, прежде всего похоронная, помогает направить скорбь утраты в определенное русло, дать человеку разрядку, отвлечение: нужно сделать так-то, нужно то-то, правильно сделать это. В делах скорбь уходит на второй план, чувство потери становится слабее, ощущается поддержка и единение близких. Вот так-то. Давно я лекций, видно, по обрядности не читала.
ощущается поддержка и единение близких Как никогда, буквально.